Итак, друзья мы с вами освоили основные приемы рисования предметов линией, а теперь можем переходить к освоению приемов тонального рисунка.
Давайте понаблюдаем за предметами, которые нас окружают. Войдите поздним
вечером в темную комнату: вы почти не различите в ней ни одного предмета,
особенно если вы только что вышли из освещенного помещения.
Понемногу ваши
глаза начнут смутно различать знакомую вам обстановку. Зажгите свет — и формы
всех предметов станут четкими, но все же они будут выглядеть иначе, чем при
дневном свете.
Все тени и на
предметах и на столе будут гораздо pезче, определеннее, чем днем.
Понаблюдайте
обстановку вашей комнаты в течение дня: утром, в полдень, в сумерки.
Посмотрите, как выглядят отдельные вещи в разные часы дня, при разном
освещении.
Проделайте следующий опыт. Поставьте чашку с блюдцем близко к окну,
а другую такую же чашку — подальше от света, в более дальний, слабо освещенный
угол, так, чтобы вы могли одновременно видеть обе чашки и сравнивать их.
Посмотрите, насколько ярче и четче выглядит первая чашка по сравнению со
второй. Приведенные нами примеры говорят о том, что внешний вид предмета
меняется в зависимости от его расстояния от источника света, от характера
этого света, от положения предмета по отношению к свету.
Что же меняется при
этом во внешнем виде предмета и что
остается неизменным?
Как бы ни
менялось освещение, форма предмета и материал, из которого он сделан, остаются
теми же.
Стакан мы видим круглым и стеклянным, табуретка сохраняет все свои
четыре ножки и не превращается в картонную, кувшин остается глинянным и вечером и
днем, где бы мы его ни поставили — у окна или в дальнем углу комнаты.
Однако,
не изменяя формы и материала, освещение изменяет цвет предмета и распределение
света и тени на плоскостях, ограничивающих форму. О цвете мы будем говорить
позже, теперь же займемся светотенью, то-есть тем, как распределяются свет и
тени на предметах разной формы при разном освещении.
Поставьте перед
собой на столе любой цилиндрический предмет, например чайник белого цвета и посмотрите как распределяются свет и тень на белом чайнике. Переход от освещенной части к затененной происходит на нем так постепенно, что трудно сказать, где кончается свет и начинается тень.
Место чайника, освещенное в упор прямыми лучами света и выделяющееся своим ярким блеском, называется бликом. Постепенный переход от света к тени обычно называется полутоном, а тень на столе от чайника — падающей тенью. В затененной части чайника вы можете заметить более светлые места, как бы отблески света. Они называются рефлексами.
На рисунке цилиндра (см. выше) вы видите градацию свето-тени: под цифрой 1- обозначена тень, 2- полутень или плавный переход от тени к свету, 3- рефлекс или отражение светлого предмета в тени, 4-свет или светлое место на цилиндре , 5- падающая тень от предмета .По-сколько предмет матовый блика нет.
Домашнее задание
Нарисуйте любой цилиндрический предмет с освещением справа или слева, используя градацию света-тени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий