Друзья, чтобы добиться
правдивой передачи строения формы предмета светотенью, следует выработать у
себя навык разнообразной штриховки, передающей нужные переходы светотени.
Приемы штриховки бывают очень разнообразны. Как мы уже говорили, они, в свою
очередь, определены особенностями объемной формы предмета.
Способ штриховки
зависит в известной степени от тех задач, которые художник ставит себе: если
рисунок носит подготовительный характер и художник хочет показать лишь форму
предмета, не передавая светлоту его цвета (то-есть темный ли предмет или
светлый), не передавая материала, из которого он сделан, то он намечает более
или менее параллельными или перекрещивающимися штрихами главные тени,
выявляющие объем.
Порой в таких
рисунках большая часть поверхности листа оставлена белой. Наиболее сложную и
разнообразную технику штриховки применяет художник, если ему надо передать
карандашом всю полноту свойств предмета, то-есть и строение его формы, и
светлоту его цвета, и материал, и окружение, в котором он находится, и реальное
освещение.
Здесь приходится часто давать такую густую штриховку, которая
создала бы пятно темного тона. Для этого надо стремиться к тому, чтобы класть
штрихи не беспорядочно, в разные стороны, а более равномерно, их расположение,
характер и направление должны определяться особенностями и характером строения
формы предмета.
Для того чтобы добиться разнообразия тона, от самого светлого
до очень темного, надо по-разному нажимать
на карандаш — то слабо,
то сильно. Если вы хотите
усилить слабый тон,л можно поверх него наложить новую штриховку.
Прием
растирания карандашной штриховки пальцем вполне допустим. Художник часто этот
прием сочетает со свободной тушовкой, где штрихи ложатся в разных направлениях,
например при передаче меха и т. п., или сочетает растирание с подчеркиванием
отдельных моментов сильными ударами карандаша или несколькими отдельными штрихами.
Все эти приемы при правильном их использовании помогают достичь более
разнообразного тона. Резинкой можно пользоваться не только для стирания неверно
проведенной линии, но и для высветления нужных мест.
Домашнее задание
рисунок
матового предмета шарообразной или цилиндрической формы (глиняной, деревянной,
чугунной посуды, например горшка для цветов, и т. п.). Поставьте выбранный
вами предмет на стул. На спинку стула накиньте какую-нибудь светлую (но не
белую) гладкую ткань без узора.
Стул поместите недалеко от окна так, чтобы свет
падал на предмет сбоку. Одна половина его будет светлая, другая — темная.
Сядьте на расстоянии двух-трех шагов от модели. Наколите на свою доску лист
бумаги размером приблизительно 20X25 см., приготовьте мягкий карандаш и
резинку.
В предыдущих уроках вы рисовали предметы изолированно (отдельно от
окружения), теперь переходите к изображению предмета вместе с фоном и с подставкой. Чем более
развит глаз художника, тем большее пространство, большее количество вещей он
способен увидеть одновременно во взаимной связи.
Вы должны научиться этому
необходимому для художника уменью, упражняя свой глаз. Старайтесь смотреть на
натюрморт не пристально, уставившись в одну какую-либо точку, и не переводя
глаз с места на место, а так, чтобы видеть все вместе, то-есть предмет и части
фона, примыкающие к нему.
Советуем
применить следующее простое приспособление (так называемый видоискатель),
которое поможет вам научиться цельному
видению. Вырежьте в
листке бумаги прямоугольное отверстие размером 3X4 см и, держа
листок в руке на небольшом
расстоянии от глаз, смотрите в
отверстие одним глазом, закрыв другой, так, чтобы увидеть в него поставленный
предмет и небольшой кусок фона и стола.
Вы увидите свой натюрморт, как картину
в раме, — все окружающее не будет отвлекать ваше внимание. Смотрите некоторое
время на него так, чтобы увидеть его целиком, а не по частям; затем отдайте
себе подробный отчет во всех частях натюрморта, а именно: посмотрите, как
выделяется весь предмет на более светлом фоне, как выглядит фон рядом с его
теневой и с освещенной частью. Фон кажется вам светлее позади теневой стороны
предмета и темнее — позади световой стороны.
Определите,
какая тень темнее: падающая от предмета на стол или его собственная тень.
Разберитесь, где во. всем натюрморте вы видите самое светлое место, а где —
самое темное.
Приступая к
зарисовке, прежде всего наметьте легкими линиями общую форму предмета, хорошо
разместив его на листе. Проверьте рисунок в зеркале, исправьте и дайте очертания
предмета легкой, но точной линией (не слишком нажимая на карандаш), затем
переходите к обработке объемной формы светотенью.
Наметьте границу собственной
тени, предмета и его падающей тени на стуле, покройте более светлым тоном
(кладя один штрих рядом с другим) освещенную часть и более темным — теневую
часть. Обратите внимание на цвет предмета по сравнению с фоном.
Покажите, что
он темный; нигде на его поверхности вы не увидите совершенно белых бликов.
Сравните цвет предмета со стулом, на котором он стоит, дайте отношение их светлоты
таким, как вы это видите в натуре. Не забудьте, конечно, показать и падающую
тень.
Когда у вас
будет обработан весь рисунок в целом,. переходите к детальной, подробной
разработке. Вглядитесь внимательно в освещенную и затемненную части натуры. Вы
заметите, что самая темная тень расположена не у края, а несколько отступя от
него.
Самое светлое место лежит тоже не у самого края, так как края предмета
освещены не прямыми, а скользящими лучами света (это объясняется сокращением
уходящих вглубь плоскостей формы предмета). В освещенной части мы видим ряд
постепенных переходов от более светлых мест в средней, выпуклой части к более
темным местам у верхнего края и дна.
Теневая часть не вся одинаково темная: в
ней есть и более светлые места и более темные, что объясняется различным
положением плоскостей формы по отношению к источнику света. Падающая тень тоже
не вся однообразно черная, края ее расплывчаты.
Все это надо подметить и передать.
Чем больше вы будете всматриваться в модель и окружающий ее фон, тем больше вы
найдете разнообразных оттенков светлого и темного. Но при этом все время
помните, что не надо забывать об общей форме предмета, об основном отношении
его освещенной части к затененной.
Отдельные, более светлые оттенки в основной
тени не должны из нее выпадать, то-есть они не должны быть чересчур светлы,
иначе они нарушат общее впечатление тени и исказят форму.В освещенной
части отдельные более темные места также не должны разрушать общего впечатления
освещенности.
Особенно осторожно надо дать постепенность перехода от света к
тени и краям. В законченном рисунке предмет должен четко выделяться на более
светлом фоне благодаря своему более темному цвету и объемной форме. Линия
контура (очертания) не должна быть заметной.
Вы должны добиться того, чтобы
ваша модель на рисунке казалась закругляющейся к краям, уходящей вглубь. Если
же вдоль краев у вас останется резкая линия контура, то она как бы
останавливает ваш глаз, не позволяя ему проследить закругление поверхности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий