четверг, 5 июля 2012 г.

Урок 15. Осваиваем технику штриха.


Друзья, чтобы добиться правдивой передачи строения формы предмета светотенью, следует выработать у себя навык разнообразной штриховки, передающей нужные пере­ходы светотени. 

Приемы штриховки бывают очень разно­образны. Как мы уже говорили, они, в свою очередь, определены особенностями объемной формы предмета. 

Способ штриховки зависит в известной степени от тех задач, которые художник ставит себе: если рисунок носит подготовительный характер и художник хочет показать лишь форму предмета, не передавая светлоту его цвета (то-есть темный ли предмет или светлый), не передавая материала, из которого он сделан, то он намечает более или менее параллельными или перекрещивающимися штриха­ми главные тени, выявляющие   объем.

Порой в таких рисунках большая часть поверхности листа оставлена белой. Наиболее сложную и разнообразную технику штриховки применяет художник, если ему надо передать карандашом всю полноту свойств предмета, то-есть и строение его формы, и светлоту его цвета, и материал, и окружение, в котором он находится, и реаль­ное освещение. 

Здесь приходится часто давать такую густую штриховку, которая создала бы пятно темного тона. Для этого надо стремиться к тому, чтобы класть штрихи не беспорядочно, в разные стороны, а более рав­номерно, их расположение, характер и направление должны определяться особенностями и характером строения формы предмета. 

Для того чтобы добиться разнообразия тона, от самого светлого до очень темного, надо по-разному нажимать   на   карандаш — то    слабо,   то сильно.   Если вы хотите усилить слабый тон,л можно поверх него наложить новую   штриховку.

Прием растирания карандашной штриховки пальцем впол­не допустим. Художник часто этот прием сочетает со сво­бодной тушовкой, где штрихи ложатся в разных направ­лениях, например при передаче меха и т. п., или сочетает растирание с подчеркиванием отдельных моментов сильны­ми ударами карандаша или несколькими отдельными штри­хами. 

Все эти приемы при правильном их использовании помогают достичь более разнообразного тона. Резинкой можно пользоваться не только для стирания неверно про­веденной линии, но и для высветления нужных мест.

Домашнее задание
рисунок матового предмета шарообразной или цилиндри­ческой формы (глиняной, деревянной, чугунной посуды, например горшка для цветов, и т. п.). Поставьте выбран­ный вами предмет на стул. На спинку стула накиньте какую-нибудь светлую (но не белую) гладкую ткань без узора. 

Стул поместите недалеко от окна так, чтобы свет падал на предмет сбоку. Одна половина его будет светлая, другая — темная. Сядьте на расстоянии двух-трех шагов от модели. Наколите на свою доску лист бумаги размером приблизительно 20X25 см., приготовьте мягкий карандаш и резинку. 

В предыдущих уроках вы рисо­вали предметы изолированно (отдельно от окружения), теперь переходите к изображению предмета вместе с   фоном и с подставкой. Чем более развит глаз художника, тем большее про­странство, большее количество вещей он способен увидеть одновременно во взаимной связи. 

Вы должны научиться этому необходимому для художника уменью, упражняя свой глаз. Старайтесь смотреть на натюрморт не при­стально, уставившись в одну какую-либо точку, и не переводя глаз с места на место, а так, чтобы видеть все вместе, то-есть предмет и части фона, примыкающие к нему.

Советуем применить следующее простое приспособ­ление (так называемый видоискатель), которое поможет вам    научиться цельному видению.     Вырежьте   в   листке бумаги прямоугольное отверстие размером 3X4 см и, держа листок в   руке   на небольшом  расстоянии   от глаз, смотрите в отверстие одним глазом, закрыв другой, так, чтобы увидеть в него поставленный предмет и небольшой кусок фона и стола.

 Вы увидите свой натюрморт, как картину в раме, — все окружающее не будет отвлекать ваше внимание. Смотрите некоторое время на него так, чтобы увидеть его целиком, а не по частям; затем отдайте себе подробный отчет во всех частях натюрморта, а имен­но: посмотрите, как выделяется весь предмет на более светлом фоне, как выглядит фон рядом с его теневой и с освещенной частью. Фон кажется вам свет­лее позади теневой стороны предмета и темнее — позади световой стороны.
Определите, какая тень темнее: падающая от предмета на стол или его собственная тень. Разберитесь, где во. всем натюрморте вы видите самое светлое место, а где — самое темное.

Приступая к зарисовке, прежде всего наметьте легкими линиями общую форму предмета, хорошо разместив его на листе. Проверьте рисунок в зеркале, исправьте и дайте очер­тания предмета легкой, но точной линией (не слишком нажи­мая на карандаш), затем переходите к обработке объемной формы светотенью. 

Наметьте границу собственной тени, предмета и его падающей тени на стуле, покройте более светлым тоном (кладя один штрих рядом с другим) осве­щенную часть и более темным — теневую часть. Обратите внимание на цвет предмета по сравнению с фоном. 

Пока­жите, что он темный; нигде на его поверхности вы не увидите совершенно белых бликов. Сравните цвет пред­мета со стулом, на котором он стоит, дайте отношение их светлоты таким, как вы это видите в натуре. Не за­будьте, конечно, показать и падающую тень.

Когда у вас будет обработан весь рисунок в целом,. переходите к детальной, подробной разработке. Вгляди­тесь внимательно в освещенную и затемненную части натуры. Вы заметите, что самая темная тень расположена не у края, а несколько отступя от него. 

Самое светлое место лежит тоже не у самого края, так как края пред­мета освещены не прямыми, а скользящими лучами света (это объясняется сокращением уходящих вглубь плоскостей формы предмета). В освещенной части мы видим ряд постепенных переходов от более светлых мест в средней, выпуклой части к более темным местам у верхнего края и дна. 

Теневая часть не вся одинаково темная: в ней есть и более светлые места и более темные, что объясняется различным положением плоскостей формы по отношению к источнику света. Падающая тень тоже не вся однообразно черная, края ее расплывчаты. 

Все это надо подметить и передать. Чем больше вы будете всматриваться в модель и окружающий ее фон, тем больше вы найдете разнооб­разных оттенков светлого и темного. Но при этом все вре­мя помните, что не надо забывать об общей форме пред­мета, об основном отношении его освещенной части к затененной. 

Отдельные, более светлые оттенки в основной тени не должны из нее выпадать, то-есть они не должны быть чересчур светлы, иначе они нарушат общее впечат­ление тени и исказят  форму.В освещенной части отдельные более темные места также не должны разрушать общего впечатления осве­щенности. 

Особенно осторожно надо дать постепенность перехода от света к тени и краям. В законченном рисунке предмет должен четко выделяться на более светлом фо­не благодаря своему более темному цвету и объемной форме. Линия контура (очертания) не должна быть за­метной. 

Вы должны добиться того, чтобы ваша модель на рисунке казалась закругляющейся к краям, уходящей вглубь. Если же вдоль краев у вас останется резкая линия контура, то она как бы останавливает ваш глаз, не позволяя   ему   проследить закругление поверхности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий