Окиньте взглядом
свою комнату и находящиеся в ней
вещи Посмотрите, как разнообразны их
формы и размеры. Здесь Вывидите крупные предметы домашней обстановки (стол, шкаф, стулья) и много мелких вещей
(посуду, книги, цветочные горшкии т. п.).
Если мы возьмем такие предметы как шкаф, табуретка, стол (обыкновенный, прямоугольный), книга, спичечная коробка, то мы не найдем в них округлых линий. Везде мы увидим прямолинейные очертания, плоские поверхности, прямые углы.
В то же
время мы имеем целый ряд предметов,
вроде стакана, ведра, лейки, бутылки, чайника,
и т.д. для которых характерны округлые, плавные линии и такие же
поверхности. Для того
чтобы научиться рисовать предмет любой формы, постараемся прежде всего овладеть двумя основными формами: формой цилиндра и
формой параллелепипеда.
Начнем со
стакана (гладкого, неграненого). Сначала рассмотрите его хорошенько.
Возьмите стакан в руки. Наклоните стакан
к себе так, чтобы увидеть его внутри. При таком положении его дно и верхний
край будут вам видны как два правильных
круга.
Начните
медленно поворачивать стакан до тех пор, пока он не примет вертикального положения.
Следите при этом за тем, как постепенно изменяется видимая форма его верхнего
края и дна. Круг как бы суживается, превращаясь в овал, который называется
эллипсом.
Если вы будете отклонять стакан и дальше от себя, то наступит такой
момент,когда вы увидите верхний край в виде прямой линии, в то время как дно
еще будет иметь форму, приближающуюся к овалу; дальше дно примет вид прямой
линии, затем вы увидите его уже снизу; по мере дальнейшего поворачивания стакана дно будет становиться
все круглее, пока не превратится
в полный круг.
Обратите
внимание на то, что как бы ни был узок овал дна или верхнего края, он образует
справа и слева плавные повороты (а не углы). Еще нагляднее вы можете убедиться
в этом, проделав следующий опыт. Возьмите стакан в руку и, держа его между
зажженной лампой и стеной, наклоняйте к себе; всмотритесь в форму его тени на
стене.
Вы увидите, как на тени изменяется форма его дна и верхнего края,
становясь то уже, то шире. Обратите внимание не только на отсутствие углов у
овала (эллипca),
но и на переход от стенок стакана к овалу дна и от стенок стакана к овалу
верхнего края.
Такое
пристальное изучение стакана необходимо: если вы поймете на этом простом
предмете перспективное изменение формы (то-есть кажущееся изменение формы предмета,
зависящее от разного его положения в пространстве по отношению к зрителю), то
вам легко будет изобразить любой предмет цилиндрической формы (например,
банку, кружку, вазу и т. п.).
Теперь вам надо обратить внимание еще на одну
особенность стакана. Сядьте на стул перед столом, сравните на взгляд, одинаковы
ли овалы дна и верхнего края стакана, когда вы видите его стоящим на столе. Вы
заметите, что овал дна кажется шире, чем овал верхнего края. В крупном
предмете, например в стеклянной банке для варенья, эта разница будет
еще заметнее.
Объясняется это тем, что дно посуды вы видите с более
высокой точки зрения (то-есть смотрите на него сверху), чем верхний ее край. Если вы
поставите стакан так, чтобы его верхний край пришелся на уровне ваших глаз, то
он будет иметь вид прямой линии (уровень вашего зрения иначе называется линией
горизонта).
Опустите его ниже вашего уровня зрения (линии горизонта), и он
превратится в овал. То же случится и при поднятии его выше линии горизонта. При любом
положении стакана или другой посуды цилиндрической формы ширина овалов дна и
верхнего края будет слегка отличаться друг от друга.
Теперь приступите
к рисованию карандашом. Рисуйте сидя, а не стоя. На одном листе бумаги размером
в две страницы школьной тетради нарисуйте линией, без тушовки, не показывая
штриховкой теней, стакан с натуры в четырех разных положениях:
]) поставив
его на табуретку,
2) поставив
на стол,
3) придав
ему наклонное положение и повернув дном к себе,
4) положив
на стол боком к себе, так, чтобы видеть внутренние стенки стакана.
Рисуйте
стакан с натуры в натуральную величину; ничего, кроме стакана, на рисунке не делайте.
Если рисунки будут размещены на одном листе, вам легче будет, сравнивая,
проверять правильность передачи их формы
и величины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий